Спеціалізовані вчені ради
Постійне посилання на розділhttps://ekhnuir.karazin.ua/handle/123456789/1327
У цьому розділі розміщуються дисертації науковців Каразінського університету, що захищені в ньому або в іншому науковому закладі (в будь-які роки).
Бажано, до опису дисертаційної роботи додати файли з текстом дисертації, текстом автореферату та відгуками (у форматі pdf).
Посилання на цей документ можна розмістити на сайті факультету на сторінці відповідної Спеціалізованої ради.
Переглянути
5 результатів
Результати пошуку
Документ Ценностное сознание как объект социологического анализа (теоретические и методологические проблемы)(Харьков : Издательство Харьковского государственного университета, 1991-11-26) Бакиров, Виль Савбанович; Бакіров, Віль СавбановичДиссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук. 22.00.01. (теория, методология и история социологии)Документ Phenomena of interference and transfer in the processes of long-term verbal memory (PhD dissertation) [Явления интерференции и переноса в процессах долговременной вербальной памяти (канд. дисс.)] (in Russian)(Киев, 1985) Иванченко, Андреянна Алексеевна; Ivanchenko, Andreyanna; Іванченко, Андреянна ОлексіївнаAn analysis of the mechanisms of interference and transfer as important mnemonic effects was carried out in the framework of a systematic approach to the study of memory. The language being studied was considered as a reality, having a system structure and consisting of different hierarchically interconnected language levels. A provision has been developed on the importance of specially formed methods of orientation to relevant signs of the studied verbal units in order to reduce interference and enhance transfer. Interference and transfer, forming close unity with each other, are manifested at all functional levels of memory. Reducing the interference effect and enhancing the transfer can be achieved through the development of semantic differentiation in foreign students while they learn the Russian language. Differentiation helps to build in memory an adequate program of the upcoming exteriorized speech-motor action. This method is universal and can be used in teaching any other foreign language, based on the effectiveness of the unity of motor-moving, visual, auditory and articulatory types of memory. Анализ механизмов интерференции и переноса как важных мнемических эффектов проводился в рамках системного подхода к изучению памяти. Изучаемый язык рассматривался как действительность, имеющая системное строение и состоящая из разных иерархически взаимосвязанных языковых уровней. Разработано положение о значении специально формируемых способов ориентировки на релевантные признаки изучаемых вербальных единиц для снижения интерференции и усиления переноса. Интерференция и перенос, образуя тесное единство друг с другом, проявляются на всех функциональных уровнях памяти. Снижение интерференционного эффекта и усиление переноса можно обеспечить за счет выработки смысловой дифференциации у студентов-иностранцев при усвоении ими русского языка. Дифференциация способствует построению в памяти адекватной программы предстоящего экстериоризованного рече-моторного действия. Данный метод является универсальным и может применяться при обучению любому другому иностранному языку, базируясь на эффективности единства моторно-двигательной, зрительной, слуховой и артикуляционной видах памяти.Документ Явления интерференции и переноса в процессах долговременной вербальной памяти (на примере обучения русскому языку англоговорящих студентов-иностранцев на подготовительном факультете) [автореферат](Киев, 1985) Иванченко, Андреянна Алексеевна; Ivanchenko, Andreyanna; Іванченко, Андреянна ОлексіївнаАнализ механизмов интерференции и переноса как важных мнемических эффектов проводился в рамках системного подхода к изучению памяти. Изучаемый язык рассматривался как действительность, имеющая системное строение и состоящая из разных иерархически взаимосвязанных языковых уровней. Разработано положение о значении специально формируемых способов ориентировки на релевантные признаки изучаемых вербальных единиц для снижения интерференции и усиления переноса. Интерференция и перенос, образуя тесное единство друг с другом, проявляются на всех функциональных уровнях памяти. Снижение интерференционного эффекта и усиление переноса можно обеспечить за счет выработки смысловой дифференциации у студентов-иностранцев при усвоении ими русского языка. Дифференциация способствует построению в памяти адекватной программы предстоящего экстериоризованного рече-моторного действия. Данный метод является универсальным и может применяться при обучению любому другому иностранному языку, базируясь на эффективности единства моторно-двигательной, зрительной, слуховой и артикуляционной видах памяти.Документ Духовность как интенция личностного бытия : диссертация(Харьков : Харьковский государственный университет им. А.М. Горького, 1990) Шелковая, Н.В.; Shelkovaya, N.Проблема духовности на современном этапе развития нашего общества и человечества обретает особую значимость, обусловленную, с одной стороны, насущной потребностью решения глобальных проблем, которое невозможно без решения глобальной проблемы сохранения духовности личности; с другой стороны, животрепещущей необходимостью решения проблем в нашей стране, которое в решающей степени зависит от интенций и характера стремлений лидеров общества, а также каждой личности, т.е. от характера их духовности. В диссертации осуществлено выявление сущности духовности личности и проанализирован характер ее существования в современном мире. Исследование духовности личности показало, что ее специфика не является чем-то, заключающимся в ней самой, а обнаруживается через ее соотнесение с духом личности, через ее укорененность в ино-бытии, осуществляемую посредством деятельности, общения, поведения, через ее устремленность к этому укоренению, пронизывающую все бытие личности и становящуюся интенцией личностного бытия. Научная новизна диссертации состоит в том, что: - выявлена специфика духовности личности, которая представляет собой стремление к трансценденции личностью своего «Я» в «не-Я», проявление своего, личностного бытия в ино-бытии, интенцию личностного бытия; - определен характер интенции духовности личности и движущая сила свойственного ей стремления, заключающаяся, с одной стороны, в неудовлетворенности личностью своим «Я-реальным», ведущим к стремлению к «Я-идеальному»; с другой стороны, в осознании ценности своего «Я» и «не-Я» как своей ценности, ведущее к стремлению к росту этой ценности и, соответственно, к творческой деятельности и свободе для осуществления этого стремления, которые также становятся ценностями, т.е. духовности личности свойственна ценностная интенция, более того, благая творческая интенция; - разведены феномены духа и духовности личности. Дух личности представляет собой определенное состояние ее сознания, являющееся предпосылкой духовности. Духовность – воплощение потенций и интенций духа в реальную деятельность, общение, поведение, поступки; - выявлен источник развития духовности, который заключается в противоречиях, возникающих как внутри личности, ее «Я» (между «Я-уникальным» и «Я-типичным, социально-нормативным», «Я-реальным» и «Я-идеальным», «Я-самостью» и «Я-маской» и т.д.), так и во взаимодействии ее с внешним миром, «не-Я» (другими индивидами, обществом, природой и т.п.); - опираясь на традиции русской философии, обосновано положение о любви как высшем проявлении духовности. Философское содержание любви автор рассматривает как видение в «Ты» инобытия «Я», высшей ценности, другодоминантность, обогащение и утверждение своего «Я» в и благодаря «Ты», основанное на признании свободы другого; - осуществлен анализ типов духовности, в ходе которого обнаружено, что наряду с различными типами духовности и анализируемой в диссертации истинной духовностью, к которой реальная духовность стремится как к идеалу, существуют извращенные формы духовности, например, злая, разрушительная, «геростратовая духовность», в которой личность, осознавая свое «Я» и его ценность, ценность свободы и творчества, отрицает их у другого, видит в Другом средство для реализации своих, часто дегуманистических, целей. The problem of spirituality acquires special importance at the present stage of the development of our society and the whole humanity. On the one hand, there is an urgent need to address global problems, which is impossible without addressing the global problem of preservation and revival of spirituality of the person. On the other hand, the need to address topical problems in our country, which is critically dependent on the intentions and the character of aspirations of the leaders of the society and of each person, i.e., the nature of their spirituality. The thesis has revealed the specifics of the spirituality of the person, which is an aspiration for person’s transcendence of his "I" in "not-I", a manifestation of his own, personal existence in another-being, and the intention of personal being. In this research the nature of the personal spirituality intention and the driving force of his aspiration are defined. On the one hand, it is the dissatisfaction of the person with his "I-real", leading to the aspiration of "I-ideal". On the other hand, it is the awareness of the value of his "I" and "not-I" as its value, leading to his aspiration to increase this value and, consequently, to the creativity and freedom for implementing this aspirations, which also becomes a value. That is, intention of values inherent to the personal spirituality, furthermore, – the good creative intention. We have identified the source of spirituality, which is the contradictions that arise within the person, his "I" (between "I-unique" and "I-typical, socially normative", "I-real" and "I-ideal", " I-self " and "I-mask", etc.), and in his interaction with the outside world," not-I "(with other individuals, society, nature, etc.). The author, following the tradition of the Russian philosophy, substantiates the notion of love as the highest manifestation of spirituality. The philosophical content of love consists of a vision in "You" otherness "I", the highest value, otherdominance, enrichment and approval of the "I" in and through "You," based on the recognition of freedom of another person.Документ Духовность как интенция личностного бытия : автореферат(Харьков : Харьковский государственный университет им. А.М. Горького, 1990) Шелковая, Н.В.; Shelkovaya, N.Проблема духовности на современном этапе развития нашего общества и человечества обретает особую значимость, обусловленную, с одной стороны, насущной потребностью решения глобальных проблем, которое невозможно без решения глобальной проблемы сохранения и возрождения духовности личности; с другой стороны, животрепещущей необходимостью решения проблем в нашей стране, которое в решающей степени зависит от интенций и характера стремлений лидеров перестройки, а также каждой личности, т.е. от характера их духовности. Научная новизна диссертации состоит в том, что: - выявлена специфика духовности личности, которая представляет собой стремление к трансценденции личностью своего «Я» в «не-Я», проявление своего, личностного бытия в ино-бытии, интенцию личностного бытия; - определен характер интенции духовности личности и движущая сила свойственного ей стремления, заключающаяся, с одной стороны, в неудовлетворенности личностью своим «Я-реальным», ведущим к стремлению к «Я-идеальному»; с другой стороны, в осознании ценности своего «Я» и «не-Я» как своей ценности, ведущее к стремлению к росту этой ценности и, соответственно, к творческой деятельности и свободе для осуществления этого стремления, которые также становятся ценностями, т.е. духовности личности свойственна ценностная интенция, более того, благая творческая интенция; - разведены феномены духа и духовности личности. Дух личности представляет собой определенное состояние ее сознания, являющееся предпосылкой духовности. Духовность – воплощение потенций и интенций духа в реальную деятельность, общение, поведение, поступки; - выявлен источник развития духовности, который заключается в противоречиях, возникающих как внутри личности, ее «Я» (между «Я-уникальным» и «Я-типичным, социально-нормативным», «Я-реальным» и «Я-идеальным», «Я-самостью» и «Я-маской» и т.д.), так и во взаимодействии ее с внешним миром, «не-Я» (другими индивидами, обществом, природой и т.п.); - используя традиции русской философии, обосновано положение о любви как высшем проявлении духовности. Философское содержание любви автор рассматривает как видение в «Ты» инобытия «Я», высшей ценности, другодоминантность, обогащение и утверждение своего «Я» в и благодаря «Ты», основанное на признании свободы другого. The problem of spirituality acquires special importance at the present stage of the development of our society and the whole humanity. On the one hand, there is an urgent need to address global problems, which is impossible without addressing the global problem of preservation and revival of spirituality of the person. On the other hand, the need to address topical problems in our country, which is critically dependent on the intentions and the character of aspirations of the leaders of the society and of each person, i.e., the nature of their spirituality. The thesis has revealed the specifics of the spirituality of the person, which is an aspiration for person’s transcendence of his "I" in "not-I", a manifestation of his own, personal existence in another-being, and the intention of personal being. In this research the nature of the personal spirituality intention and the driving force of his aspiration are defined. On the one hand, it is the dissatisfaction of the person with his "I-real", leading to the aspiration of "I-ideal". On the other hand, it is the awareness of the value of his "I" and "not-I" as its value, leading to his aspiration to increase this value and, consequently, to the creativity and freedom for implementing this aspirations, which also becomes a value. That is, intention of values inherent to the personal spirituality, furthermore, – the good creative intention. We have identified the source of spirituality, which is the contradictions that arise within the person, his "I" (between "I-unique" and "I-typical, socially normative", "I-real" and "I-ideal", " I-self " and "I-mask", etc.), and in his interaction with the outside world," not-I "(with other individuals, society, nature, etc.). The author, following the tradition of the Russian philosophy, substantiates the notion of love as the highest manifestation of spirituality. The philosophical content of love consists of a vision in "You" otherness "I", the highest value, otherdominance, enrichment and approval of the "I" in and through "You," based on the recognition of freedom of another person.