Спеціалізовані вчені ради
Постійне посилання на розділhttps://ekhnuir.karazin.ua/handle/123456789/1327
У цьому розділі розміщуються дисертації науковців Каразінського університету, що захищені в ньому або в іншому науковому закладі (в будь-які роки).
Бажано, до опису дисертаційної роботи додати файли з текстом дисертації, текстом автореферату та відгуками (у форматі pdf).
Посилання на цей документ можна розмістити на сайті факультету на сторінці відповідної Спеціалізованої ради.
Переглянути
9 результатів
Результати пошуку
Документ Некоторые вопросы теории гальваномагнитных явлений в металлах(Харьков : Издательство ХГУ, 1958) Песчанский, Валентин Григорьевич; Піщанський, Валентин ГригоровичДокумент Историческая ритмика: философско-методологический аспект(2005) Шильман, Михаил Евгеньевич; Шильман, Михайло ЄвгеновичУ дисертації аналізується історична ритміка як структурна складова історичної реальності, для чого фокусується особлива увага на всіх проявах ритмічності, які виявляються в процесах комунікації з історичним минулим, у процедурах отримання та впорядкування історичного знання, а також при репрезентації минулого в історичних текстах.Документ Историческая ритмика: философско-методологический аспект(2005) Шильман, Михаил Евгеньевич; Шильман, Михайло ЄвгеновичУ дисертації аналізується історична ритміка як структурна складова історичної реальності, для чого фокусується особлива увага на всіх проявах ритмічності, які виявляються в процесах комунікації з історичним минулим, у процедурах отримання та впорядкування історичного знання, а також при репрезентації минулого в історичних текстах.Документ Економічна свобода і форми її реалізації у фінансовій сфері(ХНУ імені В.Н, Каразіна, 2009-10-30) Глущенко, О.В.Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук за спеціальністю 08.00.01 – економічна теорія та історія економічної думки. – Харківський національний університет імені В.Н. Каразіна. – Харків, 2009. У дисертаційній роботі досліджено теоретико-методологічні та практично прикладні проблеми розкриття змісту економічної свободи та форм її прояву в фінансовій сфері. Економічна свобода має побудову, що складається з внутрішніх форм, сформованих сукупністю ціннісноусвідомлюючої, цілеутворюючої та поведін-кової функцій. Зовнішні форми економічної свободи визначаються за критерієм ступеня свободи, формами її реалізації та функціональними проявами. Показа-но, що механізм реалізації економічної свободи у зовнішньому просторі визна-чається сукупністю комплексу формальних та неформальних інституціоналізо-ваних взаємодій економічних агентів між собою та суспільством. Поглиблено розуміння тенденцій, закономірностей та форм прояву економічної свободи у фінансовій сфері. Визначено перетворення економічної свободи у фінансову свободу в умовах фінансової економіки. Виявлено фактори, що обмежують відносини економічної свободи, та ар-гументовано необхідність обмеження віртуальної складової фінансової свободи.Документ Поширення, конверсія та поглинання об'ємних і поверхневих електромагнітних хвиль у плазмі з неодновимірною неоднорідністю(Харків : Б.в., 2003) Гірка, І.О.Низькочастотні електромагнітні хвилі з частотою нижче електронної ленгмюрівської у магнітоактивній плазмі є предметом інтенсивних наукових досліджень. Це обумовлено широкими практичними застосуваннями цих хвиль. Теоретичні й експериментальні дослідження поширення, загасання, збудження і конверсії швидких магніто звукових хвиль (ШМЗХ) і альфвенівських хвиль (АХ) інтенсивно проводяться протягом останніх п'ятдесятьох років. Насамперед, це пов'язано з численними застосуваннями здобутків цих досліджень у проблемі керованого термоядерного синтезу (КТС), ряді задач геофізики й астрофізики. ШМЗХ і АХ є потужнім засобом створення і нагрівання плазми в тороїдних магнітних уловлювачах (токамаках і стеллараторах) [1 – 3]. За допомогою високочастотного нагрівання уже на теперішній час у токамаках досягнуті температури порядку десяти кілоелектронвольт. Поряд з інжекцією нейтралів, іонним циклотронним, нижньогибридним і електронним циклотронним нагріванням МГДХ передбачається використовувати як основний метод нагрівання плазми в майбутньому термоядерному реакторі. ШМЗХ і АХ можуть бути також використані для створення струмів захоплення [4]. Розв’язання задачі підтримання струму захоплення при введенні до плазми ВЧ потужності допоможе створенню стаціонарного токамака і на його основі термоядерного реактора - токамака. Створення струмів захоплення може бути використаним також і в стеллараторах – з метою керування профілем обертального перетворення і досягнення, за рахунок цього, кращої МГД стійкості плазми.Документ Ценностное сознание как объект социологического анализа (теоретические и методологические проблемы)(Харьков : Издательство Харьковского государственного университета, 1991-11-26) Бакиров, Виль Савбанович; Бакіров, Віль СавбановичДиссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук. 22.00.01. (теория, методология и история социологии)Документ Возбуждение и излучение электромагнитных полей регулярными и нерегулярными волноводно-щелевыми структурами(Харьков, 2005-04-12) Катрич, В.А.; Катрич, В.О.Диссертация на соискание ученой степени доктора физико-математических наук. 01.04.03 - радиофизика.Документ Духовность как интенция личностного бытия : диссертация(Харьков : Харьковский государственный университет им. А.М. Горького, 1990) Шелковая, Н.В.; Shelkovaya, N.Проблема духовности на современном этапе развития нашего общества и человечества обретает особую значимость, обусловленную, с одной стороны, насущной потребностью решения глобальных проблем, которое невозможно без решения глобальной проблемы сохранения духовности личности; с другой стороны, животрепещущей необходимостью решения проблем в нашей стране, которое в решающей степени зависит от интенций и характера стремлений лидеров общества, а также каждой личности, т.е. от характера их духовности. В диссертации осуществлено выявление сущности духовности личности и проанализирован характер ее существования в современном мире. Исследование духовности личности показало, что ее специфика не является чем-то, заключающимся в ней самой, а обнаруживается через ее соотнесение с духом личности, через ее укорененность в ино-бытии, осуществляемую посредством деятельности, общения, поведения, через ее устремленность к этому укоренению, пронизывающую все бытие личности и становящуюся интенцией личностного бытия. Научная новизна диссертации состоит в том, что: - выявлена специфика духовности личности, которая представляет собой стремление к трансценденции личностью своего «Я» в «не-Я», проявление своего, личностного бытия в ино-бытии, интенцию личностного бытия; - определен характер интенции духовности личности и движущая сила свойственного ей стремления, заключающаяся, с одной стороны, в неудовлетворенности личностью своим «Я-реальным», ведущим к стремлению к «Я-идеальному»; с другой стороны, в осознании ценности своего «Я» и «не-Я» как своей ценности, ведущее к стремлению к росту этой ценности и, соответственно, к творческой деятельности и свободе для осуществления этого стремления, которые также становятся ценностями, т.е. духовности личности свойственна ценностная интенция, более того, благая творческая интенция; - разведены феномены духа и духовности личности. Дух личности представляет собой определенное состояние ее сознания, являющееся предпосылкой духовности. Духовность – воплощение потенций и интенций духа в реальную деятельность, общение, поведение, поступки; - выявлен источник развития духовности, который заключается в противоречиях, возникающих как внутри личности, ее «Я» (между «Я-уникальным» и «Я-типичным, социально-нормативным», «Я-реальным» и «Я-идеальным», «Я-самостью» и «Я-маской» и т.д.), так и во взаимодействии ее с внешним миром, «не-Я» (другими индивидами, обществом, природой и т.п.); - опираясь на традиции русской философии, обосновано положение о любви как высшем проявлении духовности. Философское содержание любви автор рассматривает как видение в «Ты» инобытия «Я», высшей ценности, другодоминантность, обогащение и утверждение своего «Я» в и благодаря «Ты», основанное на признании свободы другого; - осуществлен анализ типов духовности, в ходе которого обнаружено, что наряду с различными типами духовности и анализируемой в диссертации истинной духовностью, к которой реальная духовность стремится как к идеалу, существуют извращенные формы духовности, например, злая, разрушительная, «геростратовая духовность», в которой личность, осознавая свое «Я» и его ценность, ценность свободы и творчества, отрицает их у другого, видит в Другом средство для реализации своих, часто дегуманистических, целей. The problem of spirituality acquires special importance at the present stage of the development of our society and the whole humanity. On the one hand, there is an urgent need to address global problems, which is impossible without addressing the global problem of preservation and revival of spirituality of the person. On the other hand, the need to address topical problems in our country, which is critically dependent on the intentions and the character of aspirations of the leaders of the society and of each person, i.e., the nature of their spirituality. The thesis has revealed the specifics of the spirituality of the person, which is an aspiration for person’s transcendence of his "I" in "not-I", a manifestation of his own, personal existence in another-being, and the intention of personal being. In this research the nature of the personal spirituality intention and the driving force of his aspiration are defined. On the one hand, it is the dissatisfaction of the person with his "I-real", leading to the aspiration of "I-ideal". On the other hand, it is the awareness of the value of his "I" and "not-I" as its value, leading to his aspiration to increase this value and, consequently, to the creativity and freedom for implementing this aspirations, which also becomes a value. That is, intention of values inherent to the personal spirituality, furthermore, – the good creative intention. We have identified the source of spirituality, which is the contradictions that arise within the person, his "I" (between "I-unique" and "I-typical, socially normative", "I-real" and "I-ideal", " I-self " and "I-mask", etc.), and in his interaction with the outside world," not-I "(with other individuals, society, nature, etc.). The author, following the tradition of the Russian philosophy, substantiates the notion of love as the highest manifestation of spirituality. The philosophical content of love consists of a vision in "You" otherness "I", the highest value, otherdominance, enrichment and approval of the "I" in and through "You," based on the recognition of freedom of another person.Документ Духовность как интенция личностного бытия : автореферат(Харьков : Харьковский государственный университет им. А.М. Горького, 1990) Шелковая, Н.В.; Shelkovaya, N.Проблема духовности на современном этапе развития нашего общества и человечества обретает особую значимость, обусловленную, с одной стороны, насущной потребностью решения глобальных проблем, которое невозможно без решения глобальной проблемы сохранения и возрождения духовности личности; с другой стороны, животрепещущей необходимостью решения проблем в нашей стране, которое в решающей степени зависит от интенций и характера стремлений лидеров перестройки, а также каждой личности, т.е. от характера их духовности. Научная новизна диссертации состоит в том, что: - выявлена специфика духовности личности, которая представляет собой стремление к трансценденции личностью своего «Я» в «не-Я», проявление своего, личностного бытия в ино-бытии, интенцию личностного бытия; - определен характер интенции духовности личности и движущая сила свойственного ей стремления, заключающаяся, с одной стороны, в неудовлетворенности личностью своим «Я-реальным», ведущим к стремлению к «Я-идеальному»; с другой стороны, в осознании ценности своего «Я» и «не-Я» как своей ценности, ведущее к стремлению к росту этой ценности и, соответственно, к творческой деятельности и свободе для осуществления этого стремления, которые также становятся ценностями, т.е. духовности личности свойственна ценностная интенция, более того, благая творческая интенция; - разведены феномены духа и духовности личности. Дух личности представляет собой определенное состояние ее сознания, являющееся предпосылкой духовности. Духовность – воплощение потенций и интенций духа в реальную деятельность, общение, поведение, поступки; - выявлен источник развития духовности, который заключается в противоречиях, возникающих как внутри личности, ее «Я» (между «Я-уникальным» и «Я-типичным, социально-нормативным», «Я-реальным» и «Я-идеальным», «Я-самостью» и «Я-маской» и т.д.), так и во взаимодействии ее с внешним миром, «не-Я» (другими индивидами, обществом, природой и т.п.); - используя традиции русской философии, обосновано положение о любви как высшем проявлении духовности. Философское содержание любви автор рассматривает как видение в «Ты» инобытия «Я», высшей ценности, другодоминантность, обогащение и утверждение своего «Я» в и благодаря «Ты», основанное на признании свободы другого. The problem of spirituality acquires special importance at the present stage of the development of our society and the whole humanity. On the one hand, there is an urgent need to address global problems, which is impossible without addressing the global problem of preservation and revival of spirituality of the person. On the other hand, the need to address topical problems in our country, which is critically dependent on the intentions and the character of aspirations of the leaders of the society and of each person, i.e., the nature of their spirituality. The thesis has revealed the specifics of the spirituality of the person, which is an aspiration for person’s transcendence of his "I" in "not-I", a manifestation of his own, personal existence in another-being, and the intention of personal being. In this research the nature of the personal spirituality intention and the driving force of his aspiration are defined. On the one hand, it is the dissatisfaction of the person with his "I-real", leading to the aspiration of "I-ideal". On the other hand, it is the awareness of the value of his "I" and "not-I" as its value, leading to his aspiration to increase this value and, consequently, to the creativity and freedom for implementing this aspirations, which also becomes a value. That is, intention of values inherent to the personal spirituality, furthermore, – the good creative intention. We have identified the source of spirituality, which is the contradictions that arise within the person, his "I" (between "I-unique" and "I-typical, socially normative", "I-real" and "I-ideal", " I-self " and "I-mask", etc.), and in his interaction with the outside world," not-I "(with other individuals, society, nature, etc.). The author, following the tradition of the Russian philosophy, substantiates the notion of love as the highest manifestation of spirituality. The philosophical content of love consists of a vision in "You" otherness "I", the highest value, otherdominance, enrichment and approval of the "I" in and through "You," based on the recognition of freedom of another person.