Зимовин, А.И.Заика, Е.В.2017-04-192017-04-192016Зимовин А.И. Рефлексивные технологии в обучении и саморазвитии студентов / А.И. Зимовин, Е.В. Заика // Проблеми та перспективи формування національної гуманітарно-технічної еліти. : зб. наук. праць / за ред. Л.Л. Товажнянського, О.Г. Романовського. – Вип. 45 (49). Ч. 1 – Харків : НТУ «ХПІ», 2016. - С. 290-302.2078 - 7812https://ekhnuir.karazin.ua/handle/123456789/12722Рефлексия рассматривается как механизм, обеспечивающий проявление и развитие субъектности человека. Приводятся результаты эмпирического исследования, свидетельствующие о том, что рефлексия может иметь как позитивные, так и негативные эффекты в саморазвитии человека. Личностная рефлексия способствует интергрессивному саморазвитию, ориентированному на социальное, этическое измерение, но препятствует прогрессивному саморазвитию, ориентированному на достижение индивидуального успеха. Описываются технологии, стимулирующие проявления и развитие рефлексии (рефлексивный контроль, командная рефлексия, рефлексивные и циркулярные вопросы, опредмечивающие техники, а также технологии, балансирующие ее(технологии, стимулирующие креативность, технологии погружения в действие.ruResearch Subject Categories::SOCIAL SCIENCES::Social sciences::Psychologyрефлексияобразовательные технологиисаморазвитие личностистимулирование рефлексиибалансирование рефлексииРефлексивные технологии в обучении и саморазвитии студентовРЕФЛЕКСИВНІ ТЕХНОЛОГІЇ У НАВЧАННІ ТА САМОРОЗВИТКУ СТУДЕНТІВREFLEXIVE TECHNOLOGIES IN THE EDUCATION AND SELF-DEVELOPMENT OF STUDENTSArticle