<B>Д 64.051.08 (Психологічні науки)</B>
Постійне посилання колекціїhttps://ekhnuir.karazin.ua/handle/123456789/10742
19.00.01 — загальна психологія, історія психології;
19.00.04 — медична психологія
Переглянути
Документ Статеворольові чинники формування психологічної готовності до материнства.(ХНУ, 2011) Дармостук, Н.В.Дармостук Н. В. Полоролевые факторы формирования психологической готовности к материнству. – Рукопись. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 – общая психология, история психологии. – Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина, Харьков, 2011. Диссертация посвящена выявлению полоролевых факторов формирования типов психологической готовности к материнству. Выявлены четыре типа такой готовности, которые связаны со структурными особенностями организации полоролевой сферы личности: 1) отсутствие готовности к материнству (отказ от материнства); 2) готовность к функциональному материнству; 3) готовность к ретрофлексивному материнству; 4) готовность к нуминозному материнству. В работе рассматриваются подходы к концептуализации гендерной идентичности, анализируется проблема многоуровневости полоролевых образований личности, механизмы и факторы формирования и функционирования материнства, как составной части гендерной идентичности женщины. В работе предложен и психометрически обоснован модифицированный вариант полоролевой ACL-шкалы A. B. Heilbrun, которая позволяет диагностировать модель структурной организации полоролевой сферы личности – континуально-альтернативную, континуально-адъюнктивную и андрогинную. Доказано, что формирование психологической готовности к материнству модулируется условиями ранней социализации и обусловливается их жизненными сценариями, что существуют психосемантические отличия материнства у девушек с разным типом готовности к материнству. Раскрыта связь типов психологической готовности к материнству с уровневыми признаками личностной зрелости: ее минимальный уровень («тотальная незрелость») свойствен девушкам с «отсутствием готовности к материнству»; наиболее высокий («целостная зрелость») характерен девушкам, склонным к нуминозному материнству; средние же уровни зрелости («фрагментарная зрелость») свойственны девушкам, склонным к функциональному и ретрофлексивному материнству. Показано, что «отсутствие готовности к материнству» связано с такими условиями социализации, которые усложняют идентификацию с матерью и принятие материнской роли (плохое обращение с ребенком, снижение материнского холдинга), специфической воспитательной стратегией является отвержение; для «готовности к функциональному материнству» – высокая значимость семейного окружения и воспитательная стратегия принятия, что способствует трансгенерационному дублированию ценностных установок и поведения матери; для «готовности к ретрофлексивному материнству» – наличие травмы покинутости, а также стратегии фиксации на неудачах, которые способствуют формированию зависимых отношений; для «готовности к нуминозному материнству» – расширение «ролевого кластера» матери в раннем детстве и наличие стратегии принятия. Выявлены психосемантические различия конструкта «материнство» у девушек с разными типами готовности к материнству. Для девушек с «отсутствием готовности к материнству» ребенок воспринимается как бремя, обязанность, которую женщина должна выполнить, не коннотирован радостью. Для девушек, склонных к функциональному материнству, характерно доминирование материнских проявлений, которые поглощают другие сферы ее личности - «женское» подчинено «материнскому». У девушек, склонных к ретрофлексивному материнству, сфера материнства имеет двойной смысл: с одной стороны, она наполнена чувством долга, с другой, – содержит инфантильный ретрофлексивный вектор получения внимания, и связана с парентификационными ожиданиями от ребенка. У девушек, склонных к нуминозному материнству, наблюдается реализация внутренней потребности в первичном альтруизме, который предопределяет самостоятельную ценность ребенка. Формирование готовности к материнству связано с несовпадением зрелости личности в целом и зрелости женщины как матери, с асинхронией развития. Может наблюдаться асинхрония, когда одна сфера развивается раньше и больше, чем вторая: 1) поведенческие, когнитивные и ролевые структуры опережают личностную зрелость и не опираются на нее. Такой вариант характерен для готовности к функциональному материнству; 2) личностная зрелость может опережать поведенческую сферу стратегий и навыков холдинга, что свойственно готовности к нуминозному материнству.