Історичний факультет

Постійне посилання на розділhttps://ekhnuir.karazin.ua/handle/123456789/41

Переглянути

Результати пошуку

Зараз показуємо 1 - 9 з 9
  • Ескіз
    Документ
    Tabula Cortonensis — уявний ключ до етруської мови
    (2019) Янко, А.Л.
  • Ескіз
    Документ
  • Ескіз
    Документ
  • Ескіз
    Документ
    До інтерпретації етруського соціального терміну etera
    (Янко А. Л. До інтерпретації етруського соціального терміну etera // Древности 2010. Харьковский историко-археологический ежегодник. — Вып. 9. — Харьков: ООО «НТМТ», 2010. — C. 8-15., 2010) Янко, А.Л.
    Янко А. Л. К интерпретации этрусского социального термина etera В статье анализируются этрусские надписи, содержащие социальный термин etera. Автор дает не только новую интерпретацию этого термина, используя эпиграфические и нарративные источники, но и определяет социальную роль данной общественной прослойки. Он приходит к выводу, что данное слово происходит от греческого слова ἕτερος в значении «иной», а не ὁ ἑταῖρος «спутник, товарищ», как полагали ранее. На основании сообщений античных историков устанавливается, что в Этрурии в IV—III вв. до н. э. существовал институт усыновленных этрусской знатью лиц мужского пола, контролируемый магистратурами, замещаемыми аристократами. Социальная категория etera представляла собой прослойку этрусского общества, состоявшую из оторванных от своих обедневших родов мужчин, приемных сыновей знатных этрусков, ограниченных в политических правах, но включенных в патриархальную семью свого приемного отца и наделенных составными именами полноправных граждан этрусских городов-государств. A. Yanko. To Interpretation of the Eetrurian Ssocial Term ‘Etera’ The article is to analyse Etrurian inscriptions, containing the social term etera. Author does not merely give a new interpretation of the term, using epigraphic and narrative sources, but also defines the social role of this stratum of society. He comes to conclusion that the Etruscan noun is derived from the Greek word ἕτερος with meaning ‘other’, but not ὁ ἑταῖρος ‘comrade’, ‘companion’, as it was supposed before. On the base of information coming from the historical sources is established that since the fourth to the third century BC in Etruria existed the institution of adopted by Etruscan elite male persons, which was under control of magistracies, held by aristocrats. The social category etera was used to define a range in the Etrurian society, consisted of men, deprived of their impoverished families, adopted sons of noble Etruscans, limited in their political rights, but included into patriarchal family of their adoptive father and endowed with composed names of legitimate citizens of the Etruscan city-states.
  • Ескіз
    Документ
    Царський титул у етрусків
    (2013) Янко, А.Л.
    В статье, на основе анализа исторических и лингвистических источников, автор опровергает утверждение некоторых исследователей о том, что слово Lucumo (lauchme), которое встречается в произведениях античных историков и в этрусских надписях, является названием знати и царским титулом. Автор доказывает, что это слово представляет собой одно из личных этрусских имен. Обозначением царского титула этрусков является термин maru, который встречается в некоторых поздних надписях. The undertaken in the paper analysis of historical and linguistic sources is to prove that the Etruscan word Lucumo (lauchme), which appears in works of Antique historians and Etruscan inscriptions, considered by some scholars to be the name of nobility and the Etruscan royal title, is rather one of Etruscan personal names. Author argues that the Etruscan royal title is maru, which appears in some late Etruscan inscriptions.
  • Ескіз
    Документ
    До інтерпретації етруського напису з Риму (REE 47/29)
    (Харківський національний університет імені В. Н. Каразіна, 2015) Янко, А.Л.
    У статті здійснена спроба тлумачення етруського напису, знайденого у Римі у районі церкви Сант Омобоно під час розкопок храму Фортуни і Матер Матути другої чверті VI ст. до н. е. Критичний аналіз результатів передуючих досліджень змушує відкинути інтерпретації попередників. Автор доходить висновку, що пластинка у формі лева з написом (REE 47/29) була посвятою до храму від нащадка сирійських різьбярів по слоновій кістці, що асимілювалися у Римі за правління царів етруського походження. В статье предпринята попытка толкования этрусской надписи, обнаруженной в Риме в районе церкви Сант Омобоно при раскопках храма Фортуны и Матер Матуты второй четверти VI в. до н. э. Критический анализ результа-тов предыдущих исследований заставляет отбросить интерпретации пред-шественников. Автор приходит к выводу, что пластинка в форме льва с над-писью (REE 47/29) была посвящением в храм от потомка сирийских резчиков по слоновой кости, ассимилировавшихся в Риме при правлении царей этрусского происхождения. It is a new attempt to interpret an Etruscan inscription, found in Rome near the Saint’Omobono Church, during excavations of the temples of Fortuna and Mater Matuta, dated back to the second quarter of the sixth century BCE. Critical analysis of the previous studies makes to reject the interpretations of forerunners. The author comes to conclusion that the plate in form of a lion with inscription (REE 47/29) was a dedication for the temple from a descendant of Syrian ivory cutters who had assimilated in Rome under the reign of kings of Etruscan origin.
  • Ескіз
    Документ
    Соціально-політична організація етрусків (VIII–III ст. до н. е.)
    (2012) Янко, А.Л.
    Янко А. Л. Соціально-політична організація етрусків (VIII–III ст. до н. е.). – Рукопис. Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата історичних наук за спеціальністю 07.00.02 — всесвітня історія. – Харківський національний університет імені В. Н. Каразіна. – Харків, 2012. Дисертація присвячена визначенню соціально-політичної організації етрусків у VIII–III ст. до н. е. У роботі виявлені критерії виділення соціальних верств, визначено склад та подано характеристику кожної з верств етруського суспільства, розкрито сутність етруського міста-держави. Простежується становлення і розвиток царської влади, подається тлумачення термінів, що позначали царський титул. Накреслено процес переходу від монархії до олігархії, інтерпретовано назви магістратур в етруських полісах. Простежено процес утворення та діяльності етруського дванадцятиграддя. Автор доходить висновку, що виділення соціальних груп в Етрурії відбувається за відношенням до форм власності на землю. Знать була місцевого походження з незначною домішкою переселенців зі Східного Середземномор’я. В містах-державах не було самостійного середнього прошарку вільних громадян. Селяни (lautni) і ремісники (atrane) були вільними людьми, але клієнтами знаті. Етруське рабство мало патріархальний характер, а особлива категорія рабів leqe була призначена для поховальної жертви. Рання держава утворювалася двічі: спочатку як деспотія, а пізніше як поліс. Царська влада пройшла шлях від вождівства до деспотії у період з кін. VIII до сер. VI ст. до н. є. Занепад деспотії етруських царів не призвів до демократії, а лише до перерозподілу влади між представниками найзначніших родин певного міста-держави. Обґрунтовано нове тлумачення та ієрархію етруських жрецьких титулів і магістратур. Янко А. Л. Социально-политическая организация этрусков (VIII–III вв. до н. э.). – Рукопись. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности 07.00.02 – всемирная история. – Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина. – Харьков, 2012. Целью диссертации является определение социально-политической организации в этрусском обществе VIII–III вв. до н. э. В диссертации выявлены критерии для выделения социальных групп этрусков. Рассмотрены генезис и развитие господствующего слоя этрусков. Определен состав средней прослойки этрусского общества. Охарактеризовано положение крестьян и ремесленников. Определен характер рабства у этрусков. Раскрыта сущность этрусского города-государства. Рассмотрено становление и развитие царской власти, определены этапы ее эволюции на примере «династии Тарквиниев», дешифровано термин, которым обозначался царский титул. Рассмотрен процесс перехода от монархии к олигархии, интерпретированы названия магистратур в этрусских полисах. Прослежен процесс образования и деятельности этрусского двенадцатиградия и культа Вольтумны. Автор приходит к выводу, что критериями для выделения социальных групп в Этрурии являются отношение категорий населения к формам собственности на землю и возможность приобретения доспехов гоплита. Этрусская знать была местного происхождения с незначительными вкраплениями переселенцев из Восточного Средиземноморья. В этрусских городах-государствах не было самостоятельной прослойки свободных граждан. Крестьяне (lautni) и ремесленники (atrane) в Етрурии периода независимости были лично свободными людьми, но клиентами знати. Этрусское рабство было патриархальным, а особая категория рабов Іеве была предназначена для заупокойной жертвы. Раннее государство у этрусков образовывалось в двух различных формах: сначала как деспотия при государственном способе производства при наличии «дворцовых хозяйств» и номовых государств (протогородов), а после «кризиса V в. до н. э.» и упразднения царской власти – как полис при господстве земельной аристократии. Царская власть у этрусков прошла путь от вождества к деспотии в период с конца VIII до середины VI в. до н. э. Уже при Лукумоне Тарквинии Приске наметилась тенденция к деспотическому правлению, но наиболее показательным была самовластная политика его преемника Гнея Тарквиния Римского (Сервия Туллия, Ромула). Титулом царя у этрусков было lauχme (лат. lucumo), а тага (лат. maro). Упадок деспотической власти этрусских царей в V ст. до н. е. не привел к демократии, а лишь к перераспределению власти между представителями знатнейших семейств определенного города-государства. Обосновано новую трактовку и иерархию этрусских жреческих и должностных титулов. Лига этрусских городов между реками Арн и Тибр в своем развитии пережила четыре периода: «эпоха двух конфедераций» (начало VII – середина VI в. до н. э.); «единая царская конфедерация» (вторая половина VI в. до н. э. – 530 г. до н. э.); «период смуты» (530–480 гг. до н. э.); «Конфедерация полисов во главе с Вольсиниями» (480–264 гг. до н. э.). Yanko A.L. The Etruscans: Social and Political Organisation (eighth–third centuries ВС). – Manuscript. The thesis for degree of the Candidate of Science in history, after the speciality 07.00.02 – the World History. – V. N. Karazin Kharkiv National University. – Kharkiv, 2012. The aim of the thesis is to describe the Etruscans’ social and political organisation from the eight to the third centuries ВС. There are given in the paper the criteria to identify social ranks and their contents, to characterise each of the ranks of the Etruscan society. There are also explained substantial features of the Etruscan city-state, described the genesis and development of the regal authority, given interpretation of terms, with which the royal title was signified. It is described a process of shift from monarchy to oligarchy, interpreted names of the magistrates in Etruscan poleis. It is also described the process of establishment and activity of the Etruscan dodecapolis. The author comes to conclusion that social groups in Etruria were distinguished after their ownership of land. The nobility was of local origin with some insignificant admixture of migrants from the Eastern Mediterranean area. There was no middle rank of independent citizens in the Etruscan poleis. Peasants (lautni) and craftsmen (atrane) were free people, but clients of nobility. The Etruscan slavery had patriarchal character, but the special category of slaves, called le9e, was intended for funeral sacrifice. The early state was established twice: the first time as despotism, and the second one, latter as polis. The regal authority traversed path from leadership to despotism between the late eight and the middle of the fourth centuries ВС. Decline of the Etruscan regal despotism did not bring to democracy, but only to reapportionment of authority among the most important families of a city-state. It is also given the new interpretation and hierarchy of Etruscan priests’ titles and the magistrates.
  • Ескіз
    Документ
    Середній прошарок етруського суспільства
    (Харкiвський нацiональний унiверситет iм. В.Н. Каразiна, 2008) Янко, А.Л.