Наукові роботи. Соціологічний факультет
Постійне посилання колекціїhttps://ekhnuir.karazin.ua/handle/123456789/690
Переглянути
4 результатів
Результати пошуку
Документ Мем как знаниевый конструкт и социальная технология: включение, социализация, идентичности(Класичний приватний університет, 2016-11) Голиков, А.С.; Калашникова, А.А.Статья посвящена социологическому анализу феномена мема как знаниевого конструкта и как социальной технологии. Опираясь на лингвистические, социологические, антропологические, коммуникативистские исследования, авторы доказывают как знаниевую природу мемов, так и их значимость в конституировании социального. Интерпретируя мем как продукт массовой и спонтанной активности, авторы, тем не менее, предлагают взгляд на мем как на социальную технологию, в том числе технологию по социальному включению и исключению, технологию по социализации и конструированию идентичности, а также технологию в области образования (в частности,e-learning).Документ Интеллектуальный анализ данных в контексте поворота к «обществу мудрости»(ХНУ имени В.Н.Каразина, 2013) Кислова, О.Н.В статье исследуются причины, обусловившие необходимость обращения к мудрости в эпоху повсеместного Интернета и вездесущего компьютинга, когда социум превратился в социотехническую систему, а генерирование знания перестало мыслиться прерогативой человека. Автор анализирует истоки дифференциации понятий «знание» и «мудрость», исследует трактовку мудрости с позиций трансдисциплинарного подхода, а также рассматривает вопрос о том, почему развитие интеллектуального анализа данных провоцирует расширение «ловушки знания», ситуации, когда наши технические и социальные творения «преследуют нас» (т.е. создают проблемы с такой же интенсивностью, как и решают их). Утверждается, что выходом из этой ловушки является обращение к мудрости не только на индивидуальном уровне, но и на уровне общества в целом; подчеркивается необходимость формирования концепции «общества мудрости» и поиска путей его построения.Документ Трансформация концепции знания в эпоху Интернета(ХНУ имени В.Н.Каразина, 2012) Кислова, О.Н.В статье проанализирована трансформация концепции знания, обусловленная эволюцией Интернета. Показана взаимосвязь этапов развития Всемирной паутины и изменений в трактовках знания, последовательно сменяющих друг друга: знание как информация (на этапе Web 1.0); знание как результат коммуникации и знание как продукт коллективного (человеческого) разума (Web 2.0); знание как продукт коллективного человеческо-машинного разума (Web 3.0). Сделан вывод, что трансформация понимания сущности знания приводит к необходимости, во-первых, включения цифровых методов изучения новой техно-социальной реальности в практику социологического анализа; во-вторых, обращения к концепции общества мудрости, являющейся логическим продолжение предыдущих версий теории информационного общества.Документ Концепция знания: взгляд с позиций интеллектуального анализа данных(ХНУ имени В.Н.Каразина, 2012) Кислова, О.Н.В статье проанализирована трансформация концепции знания, обусловленная компьютеризацией науки, в частности широким внедрением интеллектуального анализа данных в практику научных исследований. Показана специфика понимания знания в контексте интеллектуального анализа, состоящая в трактовке «знаний» как закономерностей (паттернов), скрытых в массивах анализируемой информации, и учете того, что найденные паттерны могут являть собой как отражение реально существующих закономерностей исследуемой предметной области, так и быть результатом случайности. Такой взгляд на концепцию знания, отождествляющий закономерности с эмпирическими гипотезами, позволил автоматизировать поиск знаний в массивах имеющихся данных и нашел применение в социологических исследованиях, однако не стал венцом эволюции рассматриваемой концепции. В настоящее время происходит очередной виток в изменении взгляда на сущность знания, связанный с тем, что знание, попав в паутину Интернет, приобрело новые свойства.