Соціологічний факультет

Постійне посилання на розділhttps://ekhnuir.karazin.ua/handle/123456789/46

Переглянути

Результати пошуку

Зараз показуємо 1 - 10 з 15
  • Ескіз
    Документ
    Академическая порядочность современных украинских студентов в контексте становления академической культуры
    (Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 2016-12) Кислова, О.Н.; Кузина, И.И.
    Актуальность исследования академической порядочности (как и ее антипода - академической непорядочности) обусловлена сложившейся ситуацией, когда академическая культура превратилась академическую антикультуру, что пагубно сказывается на всем украинском обществе. Академическая порядочность трактуется нами как многогранный конгломерат разнообразных академических практик, наиболее весомой частью которого являются обыденные студенческие практики, в частности, освоение лекционного материала, подготовка к семинарским и практическим занятиям. Цель статьи - анализ проявлений порядочности/непорядочности в основных учебных практиках украинских студентов. Эмпирической основой анализа служат данные массового социологического опроса студентов и преподавателей украинских вузов (массив данных составляет 1928 студентов и 374 преподавателя), а также результаты фокусированных групповых интервью со студентами вузов (8 фокус-групп в различных регионах Украины). Основным результатом исследования является выявление зависимости между частотой проявления академической непорядочности и доминирующей мотивацией пребывания в вузе. Наиболее часто академическая непорядочность наблюдается среди студентов, которые не мотивированы на получение профессиональных знаний, а обучаются в университете по другим причинам. Как свидетельствуют результаты исследования, только 33% студентов мотивированы на получение профессиональных знаний, 41% опрошенных затруднились объяснить мотивы своего пребывания в вузе, а 26% в качестве факторов пребывания в вузе указали не относившиеся к учебной деятельности как таковой (стремление получить диплом, стипендию и др.). Здоровая академическая культура является фактором успешного развития общества. Она находит свое выражение в писаных и неписаных нормах, которые признаются академическим сообществом, и обусловлена широким спектром явлений, которые регулируют и определяют жизнь академических учреждений на основе сформированных традиций, соглашений, обычаев. Формирование здоровой академической культуры в соответствии с мировыми - длительный и сложный процесс. Первый шаг в этом направлении – признание существующих проблем, открытое их обсуждение, уход от практики стыдливого замалчивания неприглядных явлений.
  • Ескіз
    Документ
    Концепция дополненной реальности: от технологии к социологии
    (ХНУ имени В.Н.Каразина, 2016) Кислова, О.Н.; Николаевская, А.М.
    Статья посвящена анализу генезиса концепции дополненной реальности. Показано, что разработанная в сфере IT концепция дополненной реальности как «системы, совмещающей реальное и виртуальное, интерактивной и предоставляющей возможность трехмерного представления объектов» [Р. Азума] является несколько ограниченной, не позволяющей выйти за рамки проблем технологических разработок. Раскрыт познавательный потенциал новой, широкой трактовки указанного феномена как физической реальности, дополненной цифровой информацией за счет постоянного подключения к данным, циркулирующим в недрах интернета. Такое понимание дополненной реальности создает предпосылки «социологического поворота» в ее трактовке, выражающейся в отрицании дихотомического разделения «реального» и «виртуального» миров. Указаны контексты использования концепции дополненной реальности в социологическом дискурсе, в частности такие, как социальные последствия широкого распространения цифровых технологий; социология техники; социология интернета, киберсоциология, цифровая социология; медиакультура.
  • Ескіз
    Документ
    Интеллектуальный анализ данных в контексте поворота к «обществу мудрости»
    (ХНУ имени В.Н.Каразина, 2013) Кислова, О.Н.
    В статье исследуются причины, обусловившие необходимость обращения к мудрости в эпоху повсеместного Интернета и вездесущего компьютинга, когда социум превратился в социотехническую систему, а генерирование знания перестало мыслиться прерогативой человека. Автор анализирует истоки дифференциации понятий «знание» и «мудрость», исследует трактовку мудрости с позиций трансдисциплинарного подхода, а также рассматривает вопрос о том, почему развитие интеллектуального анализа данных провоцирует расширение «ловушки знания», ситуации, когда наши технические и социальные творения «преследуют нас» (т.е. создают проблемы с такой же интенсивностью, как и решают их). Утверждается, что выходом из этой ловушки является обращение к мудрости не только на индивидуальном уровне, но и на уровне общества в целом; подчеркивается необходимость формирования концепции «общества мудрости» и поиска путей его построения.
  • Ескіз
    Документ
    Интеллектуальный анализ данных в контексте поворота к «обществу мудрости»
    (ХНУ имени В.Н.Каразина, 2013) Кислова, О.Н.
    В статье исследуются причины, обусловившие необходимость обращения к мудрости в эпоху повсеместного Интернета и вездесущего компьютинга, когда социум превратился в социотехническую систему, а генерирование знания перестало мыслиться прерогативой человека. Автор анализирует истоки дифференциации понятий «знание» и «мудрость», исследует трактовку мудрости с позиций трансдисциплинарного подхода, а также рассматривает вопрос о том, почему развитие интеллектуального анализа данных провоцирует расширение «ловушки знания», ситуации, когда наши технические и социальные творения «преследуют нас» (т.е. создают проблемы с такой же интенсивностью, как и решают их). Утверждается, что выходом из этой ловушки является обращение к мудрости не только на индивидуальном уровне, но и на уровне общества в целом; подчеркивается необходимость формирования концепции «общества мудрости» и поиска путей его построения.
  • Документ
    Интеллектуальный анализ данных: история становления термина
    (ХНУ имени В.Н.Каразина, 2011) Кислова, О.Н.
    Статья посвящена исследованию генезиса интеллектуального анализа данных. Исследование включает в себя ретроспективный анализ терминологических дискуссий, обусловленных интертекстуальностью термина «интеллектуальный анализ данных», его метафоричностью и тесной взаимосвязью с контекстом возникновения – сферой искусственного интеллекта. Проанализирована ситуация терминологической конкуренции, сопровождающая процесс углубления понимания сущности и специфики современного подхода к анализу эмпирической информации. Приведен рейтинг популярности наиболее распространенных синонимов понятия «интеллектуальный анализ данных», обосновано, что данный термин является наиболее адекватным в контексте социологических исследований.
  • Документ
    Трансформация концепции знания в эпоху Интернета
    (ХНУ имени В.Н.Каразина, 2012) Кислова, О.Н.
    В статье проанализирована трансформация концепции знания, обусловленная эволюцией Интернета. Показана взаимосвязь этапов развития Всемирной паутины и изменений в трактовках знания, последовательно сменяющих друг друга: знание как информация (на этапе Web 1.0); знание как результат коммуникации и знание как продукт коллективного (человеческого) разума (Web 2.0); знание как продукт коллективного человеческо-машинного разума (Web 3.0). Сделан вывод, что трансформация понимания сущности знания приводит к необходимости, во-первых, включения цифровых методов изучения новой техно-социальной реальности в практику социологического анализа; во-вторых, обращения к концепции общества мудрости, являющейся логическим продолжение предыдущих версий теории информационного общества.
  • Документ
    Концепция знания: взгляд с позиций интеллектуального анализа данных
    (ХНУ имени В.Н.Каразина, 2012) Кислова, О.Н.
    В статье проанализирована трансформация концепции знания, обусловленная компьютеризацией науки, в частности широким внедрением интеллектуального анализа данных в практику научных исследований. Показана специфика понимания знания в контексте интеллектуального анализа, состоящая в трактовке «знаний» как закономерностей (паттернов), скрытых в массивах анализируемой информации, и учете того, что найденные паттерны могут являть собой как отражение реально существующих закономерностей исследуемой предметной области, так и быть результатом случайности. Такой взгляд на концепцию знания, отождествляющий закономерности с эмпирическими гипотезами, позволил автоматизировать поиск знаний в массивах имеющихся данных и нашел применение в социологических исследованиях, однако не стал венцом эволюции рассматриваемой концепции. В настоящее время происходит очередной виток в изменении взгляда на сущность знания, связанный с тем, что знание, попав в паутину Интернет, приобрело новые свойства.
  • Документ
    Опыт преподавания с использованием возможностей Google Класса
    (М.: Издательство «Научный консультант», 2016) Кислова, О.Н.
    Статья посвящена анализу возможностей Google Класса как онлайнового инструмента, дополняющего образовательный процесс новыми интернет-практиками. Показано, что Google Класс является адекватным способом интеграции студентов и преподавателей в цифровую образовательную среду, расширяющую возможности обучения и коммуникации. Обсужден опыт использования Google Класса в преподавании учебных дисциплин «Методы компьютерной обработки социологической информации» и «Новейшие методы сбора и анализа социологической информации» на социологическом факультете Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина, а также проанализированы мнения студентов относительно целесообразности использования данного сервиса в учебном процессе.
  • Ескіз
    Документ
    New media as a formation factor for digital sociology: the consequences of the networking in the society and the intellectualization of the communications
    (SCS Journal, 2013) Кислова, О.Н.; Бердник, Е.А.
    The perspectives of digital sociology formation through the prism of transformation of new media are considered in the article. We confirm the beginning of the age of intelligent media, which incorporate the network principle of organization of the interactions with the implementations of artifacts (artificial intelligent agents) to communication processes and are the base for the formation of digital environment for human life. Among the main socio-cultural effects of the development of new media we rank the expansion of social reality due to the addition of a “digital dimension” to it, the formation of network culture and actualization of the communicative (and subsequently, network and digital) subjectivity. We consider the network culture from the point of view of the activity approach and define it as a conglomerate of stationary value and normative mechanisms, technological means of implementation and results of network communications. We consider the network culture formation to be a result of the societal networking and it serves as the basis for subsequent cultural transformations – the rise of digital culture, outlines of which can be traced along with the general digitization and formation of the high-technology digital society. The conclusion, that digital sociology is called to study the laws of social life of a contemporary person integrated into a digital space of new media, is made.
  • Документ
    Имитационное моделирование, искусственный интеллект и социологические теории: есть ли точки соприкосновения?
    (Харківський національний університет імені В. Н. Каразіна, 2010) Кислова, О.Н.
    В статье рассматриваются возможности интеграции социологии с имитационным моделированием и методами искусственного интеллекта. Раскрывается сущность имитационного моделирования, определяются главные тенденции его развития в ХХІ веке; анализируется опыт применения методов имитационного моделирования и элементов искусственного интеллекта в построении социологических теорий, который представлен в работах Р. Коллинза, У. Бейнбриджа, Е. Хатчинса; делается вывод, что становление компьютерной социологии (computatіonal socіology) является естественным процессом интеграции наук, а сама компьютерная социология является продуктивным симбиозом социологии и информатики.